Евразийский экономический союз

29 мая 2014 года в Астане главы трех государств Казахстан, Россия и Белоруссия подписали исторический документ о создании Евразийского экономического союза.
Подписанный договор имеет эпохальное значение и открывает широкие перспективы для развития экономик и повышения благосостояния граждан стран России, Белоруссии и Казахстана.
Вопросы и ответы на тему Евразийской экономической интеграции (Преимущества гражданина Республики Казахстан)
1. Какие плюсы от вступления в Евразийский Экономический Союз и ВТО получает конечный потребитель – гражданин Казахстана?
Потребитель, прежде всего, получает большую возможность выбора товаров и услуг, вследствие чего высокая конкуренция приводит к рыночному сдерживанию цен на импортируемую и местную продукцию. Увеличение импорта также влечет за собой приход новой техники и технологий. Основным же плюсом для потребителей нужно считать высокие требования к качеству выпускаемой продукции, отвечающему мировым стандартам, из стран, входящих в ЕАЭС и ВТО. Создаются также новые рабочие места за счет открытия совместных производств и расширения уже имеющихся производителей, которые ориентированы на рынки сбыта стран-партнеров. Все это способствует сокращению безработицы и росту благосостояния народа.
2. Что дает простому обывателю свобода передвижения человеческого капитала (рабочей силы)? Будут ли признаваться дипломы о высшем образовании казахстанских вузов при трудоустройстве в России и Беларуси и наоборот?
Свобода передвижения человеческого капитала позволяет обывателю значительно сократить время и упростить процедуры при трудоустройстве или обучении в одной из стран-участниц ЕЭП. Например, гражданин Казахстана имеет право находиться в России в течение 30 дней без ранее обязательной регистрации. Все граждане стран – участниц ЕЭП имеют одинаковые права и обязанности при трудоустройстве в Казахстане, Беларуси и России, за некоторым исключением.
На данный момент разрабатывается список высших учебных заведений стран-участниц ЕЭП, чьи дипломы не будут требовать подтверждения во всех трех странах. Например, выпускник «Назарбаев – Университета» имеет полное право на трудоустройство в России и Беларуси, как и выпускник МГУ им. Ломоносова.
3. Какими льготами, преференциями имеет право пользоваться трудящийся – мигрант в связи с принятием «соглашения о правовом статусе трудящихся – мигрантов и членов их семей»?
С принятием данного Соглашения исключены процедуры разрешения на работу, которые страны устанавливали с целью защиты внутреннего рынка труда. Работник, прибывший из страны-участницы ЕЭП, пользуется такими же профессиональными и социальными преференциями (право на труд, устройство детей в школьные и дошкольные учреждения, возможность пользоваться услугами медицинских учреждений, обязательства по уплате налогов), что и работники страны, принимающей трудового мигранта. Исключение составляет работа на государственной службе и прохождение службы в армии.
Текущие сложности в данном вопросе связаны с подоходным налогом для трудящихся-мигрантов из Казахстана, который в России составляет 30%, в то время как россияне, работающие в Казахстане, оплачивают 10%. Казахстан настаивал на снижении и уравнивании подоходного налога в наших странах, с чем согласилась российская сторона. С 1 января 2015 года ставка подоходного налога в РФ для казахстанских трудящихся-мигрантов составит 10%.
Следует отметить, что с момента вступления в силу данного Соглашения наблюдается кратное увеличение потока трудовой миграции как из Казахстана, так и в Казахстан.
4. Будет ли учитываться стаж гражданина, допустим, Казахстана при начислении пенсии, если он решит переехать, к примеру, в Беларусь?
Да, будет. Закрепление этой нормы (о взаимозачете трудового стажа) на данный момент прорабатывается.
5.Будут ли приниматься меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности таможенными органами в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, а также физическими лицами для личного пользования?
В соответствии с п. 2 ст. 328 ТК ТС меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности не применяются таможенными органами в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу:
1) физическими лицами для личного пользования, в том числе, пересылаемых в их адрес в международных почтовых отправлениях;
2) в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита;
3) дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями, иными официальными представительствами иностранных государств, международными организациями, персоналом этих представительств, учреждений и организаций для официального и личного пользования.
6. Обязательное письменное декларирование наличных денежных средств при ввозе/вывозе на/с территории ТС и внутри Таможенного Союз.
Сумма, превышающая эквивалент 10 тыс. долл. США. Суммы, перевозимые внутри стран – участниц Таможенного Союза, не декларируются.
7. Какое сотрудничество осуществляется в рамках ТС и ЕЭП в сфере оказания правовой помощи населению?
Министерством юстиции РК в настоящее время прорабатывается вопрос о возможности оказания гражданам услуг на территории государств-членов ТС и ЕЭП в сфере адвокатской, нотариальной, судебно-экспертной деятельности, а также патентных поверенных и оценочной деятельности.
8. Каковы положительные стороны Евразийской экономической интеграции?
В целом, Таможенный союз позволяет Казахстану вместе с партнерами выступать единым интегрированным экономическим блоком в международных отношениях, что способствует усилению национальных экономик.
Создание объемного рынка потребления безусловно является инвестиционно привлекательным. У Казахстана, как у участника и одного из основателей этого рынка, появляются более сильные переговорные позиции и конкурентные преимущества в экономических отношениях с третьими странами. Примером этому служат переговоры целого ряда крупных экономик мира с Таможенным Союзом о зонах свободной торговли, преференциях в торговле с нами. В активной фазе переговоров с ТС сейчас Индия - одна из крупнейших экономик мира, Вьетнам и другие. Наиболее удачными примерами блочного сотрудничества можно назвать Евросоюз, ОЭСР (организация экономического сотрудничества и развития), как правило, выступающие с единой экономической позицией.
Создание единой таможенной территории позволило существенно увеличить емкость внутреннего рынка. Объем общего рынка стран Таможенного союза составляет 2 трлн. долл. США, человеческих ресурсов – порядка 170 млн.человек, территория – 20 млн. кв. м., общий производственный потенциал – 600 млрд. долл.
Начало функционирования Таможенного союза внесло положительные изменения во многих сферах экономики:
1. Таможенноеадминистрирование и налогообложение
В рамках Таможенного союза созданы условия, упрощающие передвижение товаров. В частности, с 1 июля 2011 года отменены все виды контроля (кроме пограничного) на внутренних границах Таможенного союза.
Помимо существенного расширения границ рынка для предпринимателей Казахстана, создание Таможенного союза предоставило дополнительные возможности для отечественного бизнеса в части снижения транзакционных и временных издержек на границе и освобождения значительных оборотных средств, которые теперь могут быть направлены на развитие бизнеса.
Во взаимной торговле отечественный бизнес получил реально ощутимые послабления, среди которых:
- отсрочка до 50 дней по уплате импортного НДС и акцизов по товарам, импортированным из РФ и РБ;
- отмена ГТД и таможенного сбора в размере 50 евро за основную форму и 20 евро за каждый дополнительный лист.
2. Техническое регулирование, применение санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер
Разработанные нормативно-правовые акты Таможенного союза в области ветеринарно-санитарных и фитосанитарных мер позволяют создавать единую систему ветеринарно-санитарной и фитосанитарной безопасности Таможенного союза, проводить согласованную политику, а также совместные действия в данной области, что обеспечивает перемещение продукции по территории государств-членов Таможенного союза по единым требованиям и на равных условиях.
Все это должно стать мощным стимулом для развития новых производств на единой таможенной территории, кооперации взаимодополняющих предприятий и создания вертикально-интегрированных корпораций. В конечном итоге, в перспективе это позволит странам Таможенного союза конкурировать на мировом рынке со своей продукцией.
3. Стимулирование увеличения притока прямых иностранных инвестиций и открытия совместных предприятий.
Сегодня, используя преимущества Таможенного союза, на территории РК создаются совместные предприятия. Одним из крупных и успешных совместных казахстанско–российских проектов является создание АО «КАМАЗ - Инжиниринг» по производству грузовых автомобилей в г. Кокшетау. Налажено совместное казахстанско-белорусское производство тракторов «Беларусь» на базе АО «СемАЗ» в г. Семипалатинске и комбайнов «Есил» на базе АО «АгромашХолдинг» и др.
С марта 2010 года в республике начата реализация Государственной программы пофорсированному индустриально-инновационному развитию. Программа направлена на формирование и развитие отраслей экономики, не связанных с сырьевым сектором и ориентированных на внутренний рынок, а в последующем на рынки стран Таможенного союза.
С созданием Таможенного союза рынок сбыта для казахстанских производителей увеличивается в 10 раз, что, в свою очередь, позволит им существенно увеличивать объемы производства.
Важным фактором является такжето, что больший по размеру внутренний рынок является более привлекательным для иностранных инвесторов.
4. Обеспечение доступа к инфраструктуре
Казахстан является страной, отдаленной от основных рынков сбыта и почти не имеющей выхода к морским портам. В этойсвязиособое внимание уделяется вопросам предоставления более благоприятных условий доступа казахстанским экспортерам к российской транспортной инфраструктуре, что позволит сократить транспортные издержки и, соответственно, повысить конкурентоспособность казахстанской продукции на рынках третьих стран. Отсутствие внутренних таможенных границ позволяет уже сейчас сокращать транспортные издержки и время в пути нашим экспортерам зерна и муки, иных готовых и сырьевых товаров на европейские рынки.
9. Прошло 4 года с момента создания Таможенного Союза Есть ли какие-нибудь «оцифрованные» показатели? К каким результатам мы пришли?
Функционирование Таможенного союза, проведение единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран, обеспечение свободного перемещения товаров на территории Таможенного союза дало положительные результаты. Немаловажным является тот факт, что исключен таможенный контроль на границах между странами Таможенного союза. Это позволяет бизнесу безусловно ощущать снижение административной нагрузки, а также это способствует развитию взаимной торговли. Так, товарооборот Казахстана с Россией и Беларусью в 2013 году увеличился на 87,6% по сравнению с 2009 годом и составил 24,2 млрд. долл. США. Экспорт Казахстана в страны Таможенного Союза составил 5,9 млрд. долларов США, импорт -18,4 млрд. долларов США. Необходимо отметить положительную динамику казахстанского экспорта, чей рост составил 64% за аналогичный период. Особенно показателен рост экспорта обработанных товаров с более высокой добавленной стоимостью (на 97%). В результате доля обработанных товаров в казахстанском экспорте выросла с 44,9% до 54,3%. Казахстанский экспорт кондитерских изделий вырос за 4 года в 9 раз и составил свыше 35 млн. долл.США, макаронных изделий – на 60%, риса – в 5 раз. Также кратно вырос экспорт соков, автомобильной техники, труб, трансформаторов, конденсаторов и иных товаров для конечного потребителя и предприятий.
10. Каким уполномоченным органом будет регулироваться защита прав интеллектуальной собственности?
Регулирование в данной сфере возложено на уполномоченные органы стран-участниц ЕЭП и евразийскую экономическую комиссию.
11. Каковы шансы, что к 2020 году все интеграционные механизмы будут отлажены и доработаны, процесс перестанет быть авральным, а экономическая составляющая будет превалировать над политической?
Интеграционный процесс на этапе своего становления неизбежно сопровождается различного рода нестыковками, неотлаженными механизмами в совместной работе в тех или иных сферах. Совместными комиссиями последовательно решаются все проблемные вопросы, которых на начальном этапе достаточно много. Гармонизация наднациональных решений с законодательствами 3 стран, поиск наилучших решений для бизнеса также занимает определенное время. Есть определенная уверенность, что в ближайшем будущем большинство подобных вопросов будет снято.
Евразийская интеграция – это, прежде всего, экономическое объединение, задачи которого - создание единого рынка, снятие всех барьеров для передвижения товаров, услуг, инвестиций, трудовых ресурсов, предпринимательской активности, без какого-либо ущерба для политического суверенитета.
К политическому моменту теоретически можно отнести волю глав государств к развитию интеграционных отношений, основанных на экономических выгодах для каждого отдельно взятого государства в рамках ТС и ЕЭП.
12. Страны СНГ существенно различаются по уровню развития экономик. Насколько это мешает интеграционным процессам? И что еще создает препятствия развитию интеграции на постсоветском пространстве?
После создания в 2000 году Евразийского экономического сообщества между Казахстаном, Россией, Беларусью, Кыргызстаном и Таджикистаном, с учетом уровня экономического сотрудничества между странами ЕврАзЭС было принято решение о дальнейшем углублениии нтеграции между тремя странами, наиболее подготовленными к созданию Таможенного союза – Казахстаном, Россией и Беларусью. Наши страны были наиболее продвинуты в процессеформирования Единого таможенного тарифа. Таможенные тарифы трех стран были унифицированына 65%. Структурная схожесть экономик, общие проблемы, сырьевая зависимость также стимулировали Казахстан, Беларусь и Россию к последовательному экономическому объединению.
Вместе с тем, Таможенный союз и теперь уже Единое экономическое пространство - это интеграционное объединение, открытое для присоединения других государств.
Одними из препятствий для третьих стран в присоединении к общему евразийскому рынку могут быть принятие обязательств в части проведения единой внешнеторговой политики, присоединение к единому таможенному тарифу и снятие экономических ограничений внутри единого рынка. Кроме того, участие в интегрированном объединении - это большая работа в части присоединения к нормативной базе Таможенного союза и ЕЭП и гармонизация национальных законодательств присоединяющихся стран. На данный момент не все страны готовы принять на себя подобные обязательства.
13. Каковы сценарии интеграционных процессов и каковы риски при реализации этих сценариев?
Определяя дальнейший вектор развития интеграционных отношений, 18 ноября 2011 года в г. Москве главы государств Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации приняли Декларацию о Евразийской экономической интеграции, в которой определили, что Стороны будут стремиться завершить к 1 января 2015 года кодификацию международных договоров, составляющих нормативно-правовую базу ТС и ЕЭП, и на этой основе создать Евразийский экономический союз.
Основные риски заключается в том, что объективным интеграционным процессам, происходящим в мире, противостоит преодоление как региональных, так и глобальных кризисов, предполагающее переход к новой политической стратегии управления, переход от политики глобализации к политике интеграции. Для этого потребуются глубокие экономические преобразования на национальном, региональном и мировом уровнях. По сути, идея создания Таможенного союза и дальнейшее становление Единого экономического пространства одной из задач ставит сглаживание неблагоприятных ситуаций на мировых рынках, риск возникновения которых возрастает с каждым годом.
Одним из рисков можно считать и потенциально новые страны в ТС:присоединение Кыргызстана к Таможенному союзу грозит колоссальным объемом китайского импорта, который идет через эту страну, а сама она во многом используется как крупный логистический центр для переброски товаров из Китая на территорию СНГ. Поэтому Казахстан настаивает на более глубокой проработке вопроса вступления этой республики в ТС, исполнении ряда обязательств Кыргызстаном, в том числе, так называемой дорожной карты, гармнонизации законодательства.
В валютно-финансовой системе у каждого государства сохраняются свои серьезные национальные отличия, которые объективно затрудняют интеграцию в этой сфере. Например, Беларусь проводит существенно иную денежную политику, чем Россия и Казахстан (белорусы сделали ставку на внутренние источники финансирования и на собственное производство.Оборотной стороной этой модели стали неразвитый финансовый рынок и в определенной степени закрытость финансовой системы).
Казахстан рассматривает евразийскую интеграцию как расширяющиеся возможности, а не «закрытый клуб»; не имея общих границ или связующих морских портов с крупнейшими потребительскими рынками (Евросоюз, Северная Америка), благодаря интеграции наша страна получает такую возможность. В то же время Казахстан имеет все шансы стать связующим звеном между одной из мощнейших экономик мира – Китаем и западом.
14. Роль Республики Казахстан в Таможенном союзе и опыт в результате участия в данном интеграционном объединении
С первого января 2010 года вступил в фазу реального функционирования Таможенный союз трех государств – Беларуси, Казахстана и России.
В настоящее время Казахстан является полноправным членом наднационального органа Таможенного союза и Единого экономического пространства - Евразийской экономической комиссии. На данный момент завершаетсяя работа над договором о Евразийском Экономическом Союзе.
Таким образом, идея президента Казахстана о евразийском союзе, озвученная им 20 лет назад во время лекции в МГУ им. Ломоносова, получила свое практическое воплощение. Являясь основателем и локомотивом интеграции, что признается всеми участниками евразийства, Казахстан получает бесценный опыт совместного экономического сотрудничества практически во всех сферах. Опыт кооперации в торговле, накапливаемая в этой сфере законодательная база позволит стране менее болезненно пройти этап вхождения в ВТО. Открытые внутренние границы также стимулируют повышение конкурентоспособности человеческих ресурсов. Постоянное повышение конкурентоспособности бизнеса, растущий торговый оборот с третьими странами, открытие новых, в том числе, совместных производств, растущая инвестиционная привлекательность повышает способность государства успешно конкурировать. Единый рынок стимулировал Казахстан развивать собственную промышленность, этим самым снижать сырьевую зависимость и модернизировать экономику.
15. Идея Евразийской интеграции принадлежит Президенту Республики Казахстан Н.А. Назарбаеву. Что явилось основным импульсом данной идеи?
Впервые эта идея была озвучена Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым в 1994 году в ходе лекции в Московском государственном университете им. М. Ломоносова.
Научной базой реализации этой идеи послужили исследования Казахстанского института стратегических исследований, Института мировой экономики и политики при Фонде Первого Президента РК, Института экономики МОН РК и др. На их основе и с учетом развития внешних факторов было принято решение об углублении интеграции с нашими ближайшими соседями и давними партнерами.
В качестве основной экономической предпосылки создания Таможенного союза необходимо отметить следующее: экономика Казахстана имеет сырьевой характер, о чем свидетельствует структура производства и экспорта товаров.
Большая часть (65%) иностранных инвестиций, привлеченных в экономику республики, начиная с 1993 года, вкладывалась в добывающий сектор. В этой связи, оптимальным путем развития Казахстана является ускоренная индустриализация, которая невозможна без расширения рынка потребления, т.к. это позволит повысить привлекательность казахстанской экономики. Единый рынок позволяет Казахстану выйти на привлекательные потребительские рынки европейских стран и в то же время стать связующим звеном между мощной экономикой КНР и ЕС.
Определив модернизацию экономики, как ключевую цель интеграции, и понимая, как это повлияет на развитие благосостояния нашего народа, глава государства определил дальнейший вектор внешнеэкономической политики – развитие интеграционных процессов на Евразийском пространстве.
В ежегодных посланиях народу Казахстана Президент неоднократно делает акцент на важности интеграции с нашими ближайшими соседями:
«Мы отвечаем на глобальные вызовы ХХI века углублением евразийской интеграции.
Мы вместе с Россией и Беларусью сформировали Единое экономическое пространство, идём к созданию Евразийского экономического союза.
Это - важный фактор общерегиональной стабильности, повышения конкурентоспособности наших экономик.
Мы готовы поддержать стремление других государств СНГ присоединиться к евразийской интеграции»
16. Что такое Таможенный Союз?
Таможенный Союз - форма торгово-экономической интеграции 3 стран, предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой на товары и услуги, произведенные в союзе, не применяются таможенные пошлины и иные экономические ограничения. Три государства, поступившись частью своей экономической независимости в пользу друг друга, открыли для своих предпринимателей общий 170-тимиллионный рынок ёмкостью 2 триллиона долларов США, создали и продолжают создавать условия, способствующие развитию конкурентоспособности деловой среды.
17. В чем ключевое отличие Евразийского Экономического Пространства от предшествующих форм интеграции?
Евразийское Экономическое Пространство является более организованной, предметной формой интеграционного процесса, обеспечивающей свободное передвижение товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Содержательная часть законодательства ЕЭП позволяет нашим странам интегрироваться качественнее и быстрее. По итогам проведенной в 2010 году работы был разработан, согласован и подписан пакет из 17 базовых соглашений, формирующих правовую базу ЕЭП и вступивших в силу с 01 января 2012 года.
18. Был бы Казахстан успешнее, не участвуя ни в каких союзах, объединениях и т.п.?
Процесс регионализации неизбежен во всем мире и является своего рода противовесом мировому финансово-экономическому кризису. Пример Евросоюза – тому яркое доказательство. Тесные связи, взаимосвязанные и взаимозависимые экономики, усиливающаяся конкуренция практически во всех секторах экономики – все эти признаки глобализации не обошли стороной и Казахстан. Поэтому оставаться «за бортом», самоизолироваться нецелесообразно экономически. Подобные объединения призваны, прежде всего, создавать преференции для своих производителей, предпринимателей, расширяя для них внутренние границы их активности и создавая благоприятные условия для бизнеса.
19. Не пострадает ли деловое сотрудничество Казахстана со странами, не входящими в создаваемый ЕАЭС? Не будет ли каких-либо ограничений, норм, ущемляющих нашу торговлю, например, с Евросоюзом или Китаем?
Первые 4 года опыта «союзничества» показали, что Казахстан не только не потерял, но в ряде случаев усилил сотрудничество, например, со странами Евросоюза. Положительные показатели казахстанского оборота, например, с Итальянской Республикой. Товарооборот с КНР, например, впервые превысил оборот с Российской Федерацией и составляет сейчас свыше 17% от общеторгового оборота Казахстана. То есть, никакого негативного влияния на рост и потенциал торгового оборота с третьими странами участие Казахстана в евразийской интеграции не оказывает.
20.Принято ли решение о защите интеллектуальной собственности в ЕЭП?
Соглашение о единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности направлено на унификацию национальных законодательств в данной сфере. Стороны обязуются придерживаться минимального списка требований, перечисленного в Соглашении, имея при этом возможность обеспечивать больший уровень охраны и защиты прав интеллектуальной собственности. Также Стороны обязуются соблюдать правила международных конвенций, регулирующих данный вопрос.

Joomla 1.6 Template
Joomla 1.6 Template
http://flamemirage.org sitemap