Менторский проект в помощь педагогам

Білімді ел – Образованная страна, 2019 год, 25 июня (№ 24), С. 7.

В КГПУ им. У. Султангазина подведены итоги конкурса, прошедшего в рамках еще одного уникального проекта, целью которого является преемственность поколений в преподавательской среде вуза.

Вначале расскажем о самом проекте. Он был запущен в КГПУ в 2018 году советом вете-ранов вуза, который возглавляет К.А. Абдыкаликова. Главная его идея – сделать более тесным и плодотворным сотрудничество преподава-телей старшего и молодого поколений. Новое начинание было инициировано советником ректора Риммой Бектургановой, поддержано ректором Еркином Абилем.

– В период кардинальных изменений в системе образования РК начинающие преподаватели как никогда нуждаются в поддержке опытных наставников – менторов, которые могли бы дать советы по организации различных видов деятельности, – отметила Римма Бектурганова. – Перед менторами стоят задачи помочь молодым преподавателям адаптироваться к вузовской среде, дать направление развитию их профессионального мастерства. На взаимодействии опыта и новых взглядов рождаются новые идеи, взращивается профессионализм. Наставники не только курируют научно-методическую и учебную работу, но и оказывают психологическую, эмоциональную поддержку, что также очень важно. Действенность проекта должен показать конкурс молодых преподавателей – демонстрация достижений в профессиональной сфере.

Начало проекту было положено созданием на кафедрах взаимодействующих пар наставников и молодых преподавателей. На заседании круглого стола с участниками проекта обсудили ближайшие планы и договорились освещать ход реализации на сайте университета. Так на сайте появилась рубрика «Наставники глазами участников конкурса молодых преподавателей». Вот, например, что написала в рубрике преподаватель кафедры педагогики А.Ж. Ермаганбетова о своем наставнике, старшем преподавателе А.Б. Шалгимбековой: «Я была студенткой Алии Батырхановны, интересные лекции и практические занятия до сегодняшнего дня остались у меня в памяти. С 2017 года вместе работаем на одной кафедре. Она постоянно поддерживает студентов в их инновационных начинаниях. «Учитель – человек, который может делать трудные вещи легкими» – это основное педагогическое кредо моего наставника. Алия Батырхановна относится к своей работе с большой отдачей и очень справедлива к студентам. Ее мотивация к педагогической работе для меня является примером».

О своем менторе, зав. кафедрой, к.п.н. Е.Д. Ли говорит добрые слова и преподаватель кафедры дошкольного и начального воспитания У.В. Гущина: «Ее активность и энергичность заряжают бодростью, целеустремленность убеждает нас, что нет невыполнимых задач, надо лишь найти нестандартное решение. Как говорил великий русский профессор Василий Осипович Ключевский, «чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь». Эта фраза как ничто лучше может характеризовать педагогическую деятельность Елены Дмитриевны как профессионального преподавателя и чуткого наставника».

Н.С. Шкваренко, преподаватель факультета физической культуры, спорта и туризма: «Будучи студентом, на лекции и семинары старшего преподавателя И.Ф. Гурской ходил с большим удовольствием. Она всегда поддерживает творческие начинания своих студентов, помогает им словом и делом. Базовым кредо в своей педагогической карьере она считает: «Не бывает плохих студентов, каждый студент уникален и хорош в чем-то, нужно только подтолкнуть его в верном направлении». У Ирины Федоровны я перенимаю такие качества, как поиск индивидуального подхода к студентам, желание раскрыть их потенциал, человечность и ответственное отношение к работе».

В рамках менторского проекта был организован конкурс, основным заданием которого было проведение открытых занятий. Они прошли в марте-апреле этого года, конкурсанты продемонстрировали разнообразие учебных дисциплин, педагогических подходов, форм работы со студентами. В составе жюри конкурса были как опытные преподаватели: зав. кафедрой педагогики Б.М. Утегенова и куратор тьюторского проекта Р.С. Ищанова, так и представители более молодого поколения: начальник управления науки и международных связей, доктор РҺD А.А. Ташетов, руководители подразделений, руководитель офиса академических программ учебно-методического управления, магистр Р.Е. Бермагамбет. Возглавляла работу жюри проректор по академической работе и социальным вопросам Г.А. Мусабекова.

Члены жюри познакомились и с трансляцией опыта АО «Назарбаев Интеллектуальные школы», и с элементами методики дошкольного образования, и с музыкой Тлендиева, игрой на домбре, а также с химическим экспериментом, с силовой подготовкой в тренажерном зале и с правовыми основами туризма.

Открытое занятие преподавателя кафедры естественных наук Ч.А. Тауакелова «Разработка методики усложнения учебного материала курса химии в соответствии с возрастными особенностями учащихся» вызвало оживленное обсуждение. Занятие было посвящено разработке методики изучения неорганических кислот с постепенным усложнением от класса к классу, что отражает принцип спиральности в обучении. По мнению самих студентов, занятие способствовало формированию у них навыков в реализации критического мышления с помощью вопросов высокого уровня, применения других современных технологий обучения.

«Известные произведения Нургисы Тлендиева» – конкурсная тема Н.К. Амирхамзина. Открытое занятие прошло в рамках предмета «Исполнительское мастерство», преподаватель подробно остановился на особенностях игры на домбре, этапах работы над произведением. Хочется отметить креативный подход Н.К. Амирхамзина к структуре занятия, которое получилось ярким и неординарным, насыщенным разнообразными приемами и, конечно, замечательной игрой на домбре.

Тема открытого занятия А.Ж. Ермаганбетовой «Психолого-педагогические основы организации системной работы классного руководителя по работе с трудными детьми» раскрыта через трансляцию опыта АО «Назарбаев Интеллектуальные школы». Преподаватель продемонстрировала, как можно применять инновационные подходы в преподавании и обучении НИШ для подготовки будущих учителей. На занятии эффективно использовались ИКТ, технология критериального оценивания, коллективно-творческая деятельность. В начале занятия студенты по группам защищали свои постеры, выполняли тестовые задания через приложение quiziz.соm, обучающие задачи, а в конце была проведена рефлексия посредством программы nearpod.соm, с помощью которой обучающиеся смогли поделиться своими впечатлениями от занятия.

Преподаватель кафедры теории и практики физической культуры, спорта и туризма Н.С. Шкваренко работал над темой «Туристские формальности». Члены жюри отметили высокий уровень владения материалом, хорошую активность студентов, наличие обратной связи преподавателя и аудитории, использование методов интерактивного обучения: диалог, дебаты, кейс-стади, технология критического мышления. По мнению жюри, данное занятие стало полезным не только для студентов, но и для присутствующих преподавателей, которые получили необходимую информацию о том, как безопасно путешествовать по Казахстану и за рубежом, соблюдая туристские формальности.

Итоговый этап конкурса молодых преподавателей состоялся в КГПУ недавно. В финале – пять преподавателей. Поддержать их пришли наставники, их коллеги, студенты. С приветственным словом к присутствующим обратился проректор по научной работе и стратегическому развитию университета Н.А. Медетов.

Финалисты выступили с презентациями, в которых в сжатом виде был представлен индивидуальный педагогический подход каждого к профессиональной деятельности. Теплые слова были сказаны и в адрес менторов.

Молодые преподаватели активны во всем. Н.С. Шкваренко и Ч.А. Тауакелов, например, будучи заместителями деканов на своих факультетах, ведут большую общественную работу. Под их руководством разрабатываются социальные проекты: «Вкус добра», «Помощь ветеранам», «Экомиссия» и «Бірлігіміз жарасқан». А.Ж.   Ермаганбетова реализует собственные методики, которые обобщены в пособии «Цифры и педагогика». Н.К. Амирхамзин – человек творческий, лауреат премии «Шабыт» Костанайского клуба меценатов, обладатель многих дипломов, а еще он педагог в третьем поколении!

Подводя итоги открытым занятиям конкурсантов, зам. председателя жюри зав. кафедрой педагогики Б.М. Утегенова отметила, что прошли они на высоком уровне:

– Молодые педагоги продемонстрировали владение новыми подходами, когда основной парадигмой в личностно-ориентированном обучении является голос студента, т.е. движение идет не через предмет к студенту, а от студента к предмету. Наблюдается также хорошая традиция преемственности поколений и опыта. Основываясь на глубоких научных знаниях, молодые педагоги показали умелое применение информационно-коммуникативных технологий с большей долей самостоятельной работы с интересными формами организации обучения, когда есть свобода передвижения, есть командная работа, есть групповая работа, а индивидуальная работа носит персонифицированный характер. Все это говорит об успехе менторского проекта. Заслуга организаторов и участников проекта в том, что профессорско-преподавательский состав вуза пополняется достойными молодыми педагогами.

Призерам были вручены сертификаты и денежные премии. Сертификаты также получили наставники победителей конкурса.

Нам хотелось, чтобы наставничество являло собой особую форму сотрудничества, которая базируется, с одной стороны, на казахской традиции уважения к старшим, с другой стороны, на понимании интересов и проблем молодежи. Судя по высказываниям участников проекта, это получилось. Очень важно, что взаимодействие происходило в обстановке позитива, что будет распространяться и на отношение молодых преподавателей к студентам, которые, окончив вуз, в свою очередь, будут доброжелательны к школьникам, такая вот цепная реакция позитива.

Наталья ВАЖЕВА.
куратор проекта
Костанай

Біздің мекен жайымыз

110000, Қостанай қаласы,
Тәуелсіздік көшесі 118

  • Тел./факс: +7 (7142) 53-04-55

Біз әлеуметтік желідеміз

Вы здесь: Главная Ғылым СМИ о нас Менторский проект в помощь педагогам